Налоговым кодексом установлены ряд положений, касающихся  порядка  применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью (далее – ККМ), и требований, предъявляемых к налогоплательщикам - владельцам ККМ. Очевидно, что эта тема достаточно популярна среди представителей бизнеса, имеющих наличные денежные обороты, поэтому в данной статье предлагаются ответы на основные вопросы по применению ККМ. 


Кто обязан применять ККМ ?

Все налогоплательщики республики, осуществляющие расчеты с населением путем применения наличных денег, платежных банковских карточек и чеков, должны применять ККМ и выдавать контрольный чек на руки потребителю. Вместе с тем, Налоговым кодексом предусмотрены отдельные категории налогоплательщиков, которые освобождены от применения ККМ.

В частности, индивидуальный предприниматель в течение 6 месяцев со дня государственной регистрации в налоговом органе имеет право не применять ККМ. Освобождаются от применения ККМ индивидуальные предприниматели, работающие в рамках специальных налоговых режимов для крестьянских (фермерских) хозяйств, на основе разового талона и патента. Однако, данная льгота действует только в случаях, если указанные предприниматели не занимаются реализацией подакцизных товаров.   

Также, имеют право не применять ККМ индивидуальные предприниматели и предприятия, осуществляющие расчеты с бюджетом в специальном налоговом режиме для отдельных видов предпринимательской деятельности, а также адвокаты.

От применения ККМ также освобождаются налогоплательщики, которые при оказании услуг выдают населению квитанции, билеты, талоны, знаки почтовой оплаты или другие приравненные к чекам документы строгой отчетности, форма которых утверждается Министерством финансов Республики Казахстан. В настоящий момент, приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 23 мая 2002 года  № 230, утверждены следующие квитанции, при применении которых не требуется ККМ:

форма 1 – для приема писем, заказных бандеролей, посылок,  мелких пакетов,  “EXPRESS” отправлений, мешков “В”, отправлений электронной почты;

форма ПС–2 – для приема подписки на периодические издания;

форма 47 – для приема платы за дополнительные и договорные услуги, знаки почтовой оплаты, конверты, открытки, товары почты и народного потребления, газеты и журналы;

форма 5 -  для приема денежных переводов и платы за их пересылку;

форма ГУ-57  - для приема провозных платежей, сборов, штрафов и платежей, связанных с основной деятельностью железнодорожных организаций;

форма МД-4-3 для приема сборов по услугам тепло-, водо-, электроснабжения, сточных вод, железнодорожных организаций.

Кроме того, Налоговым кодексом предусмотрена возможность выдачи покупателям товарных чеков взамен применения ККМ, в случае ее технической неисправности или отсутствия электроэнергии. Причем форма чеков является единой и утверждена вышеуказанным приказом МФ РК.

Какие модели ККМ можно использовать в Республике Казахстан ?

Основным требованием, предъявляемым к ККМ, является обеспечение полноты учета наличных денег, получаемых при реализации товаров и оказании услуг. Данное требование обеспечивается некорректируемой ежесменной регистрацией и долговременным энергонезависимым хранением информации в блоках фискальной памяти ККМ.

Поскольку налогоплательщику самому трудно определиться, какие модели  из большого числа ККМ отвечают таким требованиям, а какие нет, В Налоговом кодексе закреплена норма о том, что Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан утверждает Государственный реестр контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, разрешенных к использованию на территории Республики Казахстан (далее по тексту – Государственный реестр). И налогоплательщику при покупке ККМ остается лишь убедиться, что данная модель присутствует в Государственном реестре.

Приказом Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года № 727 утвержден Государственный реестр. Данный Приказ введен в действие с момента государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан, т.е. со 2 октября 2002 года. До введения указанного реестра на территории республики действовал Государственный реестр, утвержденный Приказом Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 29 июня 1998 года № 51.

Утверждению нового Государственного реестра предшествовала определенная подготовительная работа, в которой были задействованы налоговые органы,  лица, организующие продажу, техническое обслуживание и ремонт ККМ, Национальная Ассоциация центров обслуживания производства и экспертизы электронных устройств налогового контроля (НАЦУН) и другие заинтересованные лица.

Следует отметить, что в период проведения данной подготовительной работы поступали различные предложения, включая и предложения об исключении из Государственного реестра отдельных моделей ККМ. Учитывая, что покупка ККМ для большинства налогоплательщиков является дополнительной финансовой нагрузкой, было принято решение при разработке проекта Государственного реестра взять за основу действующий реестр с внесением отдельных изменений, с учетом требований Налогового кодекса. 

Одним из значимых требований, предъявляемых к ККМ, является наличие в контрольном чеке определенных реквизитов. Так, в соответствии с утвержденными Правилами применения ККМ, контрольный чек должен содержать фискальный признак, наименование налогоплательщика,  РНН, заводской и регистрационной номер ККМ, порядковый номер чека,  дату и время продажи, цену товара (работы, услуги) и/или сумму покупки.

Поэтому использование отдельных моделей ККМ, контрольные чеки которых не соответствуют вышеуказанным требованиям (ОКА 101Ф, ВМС–А 100 Ф, ОКА–А 100 Ф, ЭКР 3101.1 Ф, ОКА 2500.1 Ф, Элита 82 Ф, ЭРА –101) ограничивается сроком до 1 января 2003 года.

Такое же положение по ограничению срока использования до начала следующего года действует в отношении моделей ККМ, снятых в настоящее время с производства или поставки которых в Республику Казахстан прекращены (Samsung ER 350 RF, ЭКР 3101.3 Ф, ЭКР 4101.2 Ф, ЭКР 4110 Ф).

Кроме того, ограничен срок применения по интеллектуальной фискальной карте Sentinel Fiskal, которая была включена в ранее действовавший Государственный реестр в целях решения проблем, связанных с фискализацией данных по наличным денежным оборотам для организаций, применяющих компьютерные системы (включая банковские системы).

Однако, на сегодняшний день в Республике Казахстан имеется достаточное количество предложений по разработке программных продуктов для компьютерных систем, отвечающих требованием предъявляемым к ККМ, которые могут использоваться взамен фискальной карты Sentinel Fiskal.

Так, например, сегодня в республике предприятиями ОАО «Казахтелеком» используется компьютерная система с фискальной памятью «АИС «Биллинг и технический учет телекоммуникаций (БиТТЛ)». Причем по данной системе проведены все необходимые процедуры по включению ее в Государственный реестр.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что до конца текущего года также разрешено использование еще двух компьютерных систем: Eguation DBA, применяемой в настоящее время в системе ОАО «Народный Банк Казахстана», и компьютерной системы «АМАНАТ», используемой в системе  ОАО «Казкоммерцбанк». Однако для того, чтобы применять эти системы после 1 января 2003 года заинтересованным лицам необходимо побеспокоиться о том, чтобы были выполнены предусмотренные законодательством процедуры по включению данных компьютерных систем в Государственный реестр. Причем включение банковских компьютерных систем в Государственный реестр осуществляется на основании заключения Национального Банка Республики Казахстан.

Порядок регистрации ККМ в налоговых органах и снятия ее с учета

Все налогоплательщики, применяющие ККМ, обязаны до начала предпринимательской деятельности зарегистрировать его в налоговых органах по месту осуществления деятельности. При этом регистрации подлежат только те модели ККМ, которые включены в Государственный реестр.

Для регистрации ККМ в налоговых органах необходимо представить свидетельство о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя), ККМ, заявление на регистрацию,  пронумерованные, прошнурованные, скрепленные подписью и (или) печатью налогоплательщика Книгу учета наличных денег, Книгу товарных чеков при расчетах с потребителями без применения ККМ, а также паспорт завода- изготовителя ККМ.

Данная регистрация подтверждается выдачей регистрационной карточки, которая хранится в течение всего срока эксплуатации ККМ.

В случаях, когда изменяется наименование налогоплательщика, место нахождения ККМ или вид деятельности, необходимо в течение 3-х календарных дней представить в налоговый орган заявление с учетом изменений. При чем поскольку смена наименования организаций (фамилии индивидуального предпринимателя) влечет за собой необходимость внесения изменений в контрольный чек и перепрограммирования ККМ, то вместе с заявлением в налоговый орган  представляется и сама машина.

Снятие с учета ККМ производится в случае изменения местонахождения (если это влечет необходимость регистрации машины в другом налоговом органе), РНН, в случае невозможности применения в связи с технической неисправностью, исключения данной модели ККМ из Государственного реестра, а также замены ККМ.

Для снятия с учета необходимо представить заявление, ККМ, Книгу товарных чеков и регистрационную карточку. Налоговый орган в течение двух рабочих дней со дня подачи заявления обязан произвести снятие с учета ККМ и возвратить налогоплательщику ККМ, Книгу товарных чеков, Книгу учета наличных денег и регистрационную карточку.

Порядок включения модели ККМ в Государственный реестр

Для включения модели ККМ в Государственный реестр, заинтересованное лицо представляет заявление и образец модели ККМ в Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан. К заявлению прилагаются паспорт завода-изготовителя, образцы формируемых чеков, нотариально заверенная копия сертификата соответствия, руководство по эксплуатации ККМ, техническая документация завода-изготовителя, руководство налогового инспектора, гарантийное обязательство завода-изготовителя по технической поддержке ККМ.

Включение модели ККМ в Государственный реестр осуществляется при его соответствии техническим требованиям, установленным налоговым законодательством.

Решение о включении или отказе во включении в Государственный реестр принимается Налоговым комитетом Министерства финансов Республики Казахстан в месячный срок со дня принятия заявления с приложением необходимых материалов.

Где можно будет своевременно узнавать информацию о моделях ККМ, включенных и исключенных из Госреестра?

В целях удобства работы налогоплательщиков  и работников налоговых органов всех уровней, с ноября текущего года в Вестнике Налоговой службы Республики Казахстан ежемесячно будет публиковаться Государственный реестр с учетом вносимых изменений и дополнений.

Начальник отдела специальных форм

налогового контроля Управления

налогового контроля Налогового комитета

Министерства финансов РК