Утвержден приказом

Председателя

Налогового комитета

Министерства финансов

Республики Казахстан

от «_25__» _12_____2006 года № _654__

Методические рекомендации по проведению  налоговых проверок налогоплательщиков

Настоящие Методические рекомендации  устанавливают общий порядок проведения органами налоговой службы налоговых проверок налогоплательщиков по вопросам исполнения ими налогового законодательства

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. При проведении налоговых проверок должностные лица органов налоговой службы руководствуются Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также настоящими Методическими рекомендациями.     
2. Понятия и термины налогового законодательства, употребляемые в настоящих Методических рекомендациях, используются в значениях, определяемых в Налоговом кодексе и в настоящих Методических рекомендациях.     

3. Основные понятия, аббревиатуры, сокращения, применяемые в настоящих Методических рекомендациях:
ГФСС  – Государственный фонд социального страхования;

ИНИС – интегрированная налоговая информационная система;

ИС ЭКНА – информационная система «Электронный контроль налогового аудита»;

КПСиСУ – Комитет по правовой статистике и специальным учетам  Генеральной прокуратуры Республики Казахстан;

КоАП – Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях;

ККМ с ФП – контрольно – кассовая машина с фискальной памятью;

МРП – месячный расчетный показатель;

НК МФ РК – Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан.

налоговая проверка – комплексное исследование первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговой отчетности, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов, имеющих отношение к вопросам исполнения налоговых обязательств;  осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества, а также другие действия органов налоговой службы (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения органов налоговой службы с целью проверки исполнения налогоплательщиком его налогового обязательства;

НДС – налог на добавленную стоимость;

НПФ – накопительный пенсионный фонд;

ОПВ – обязательные пенсионные взносы;

Порядок выбора на проверку - Порядок выбора налогоплательщиков, подлежащих налоговой проверке,  утвержденный приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 25 сентября 2006 года № 462 «Порядок выбора налогоплательщиков, подлежащих налоговой проверке»;

Правила хронометражных обследований - Правила проведения хронометражных обследований, утвержденные приказом Министра государственных доходов Республики Казахстан от 18 апреля 2002 года         № 445 «Правила проведения хронометражных обследований»;

правоохранительные органы – органы финансовой полиции,  внутренних дел, национальной безопасности, таможенные органы и органы прокуратуры;

РНН – регистрационный номер налогоплательщика;

Совместный приказ - Совместный приказ Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 11 июля 2005 года № 311 и Первого заместителя Председателя Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) от 8 июля 2005 года № 152 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов налоговой службы и финансовой полиции Республики Казахстан по выявлению, предупреждению, пресечению правонарушений и преступлений в сфере экономической деятельности»;

УК – Уголовный кодекс Республики Казахстан;             

УКМ – учетно-контрольная марка;

УПК – Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан;

4. Целью налоговой проверки является осуществление контроля за соблюдением  налогоплательщиком законодательства Республики Казахстан, в том числе в области налогообложения, пенсионного обеспечения и социального страхования.
5. Задача налоговой проверки состоит в установлении соответствия требованиям налогового законодательства исполнения проверяемым налогоплательщиком налогового обязательства и документальное подтверждение органами налоговой службы фактов выявленных налоговых правонарушений и отражение их в акте налоговой проверки.
6. Налоговые проверки осуществляются исключительно органами налоговой службы. Никто кроме органов налоговой службы не вправе проводить налоговые проверки.
7. Запрещается осуществление налоговых проверок налогоплательщиков работниками органов налоговой службы, являющимися близкими родственниками (родители, супруги, братья, сестры, дети) или свойственниками (братья, сестры, родители и дети супругов) должностных лиц проверяемого налогоплательщика. Также к налоговой проверке налогоплательщиков не допускаются работники органов налоговой службы, лично, прямо или косвенно заинтересованные в результатах налоговой проверки. В случае возникновения таких случаев работник органов налоговой службы обязан поставить в известность своего непосредственного руководителя перед началом проверки об их наличии. Ответственность за неисполнение данного положения возлагается на работника органа налоговой службы в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

8. Работники органов налоговой службы обязаны соблюдать нормы Кодекса чести, утвержденного Указом Президента от 3 мая 2005 года № 1567, и нормы Кодекса профессиональной этики работника органов налоговой службы Республики Казахстан, утвержденного приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 30 сентября 2006 года № 474, а также корректно и внимательно относится к налогоплательщикам и их представителям, предъявлять налогоплательщику требования, основанные на налоговом законодательстве и иных нормативных правовых актах.

9. Работники органов налоговой службы обязаны сохранять тайну сведений о налогоплательщиках, полученных в ходе налоговой проверке, и имеют право предоставлять данную информацию в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, только следующим лицам:

1)   другим работникам налоговой службы в ходе и в целях исполнения ими своих служебных обязанностей;

2)   правоохранительным органам в целях преследования по закону лиц, совершающих налоговые правонарушения и преступления;

3)   судам в ходе рассмотрения дела об определении налоговых обязательств налогоплательщика или ответственности за налоговые правонарушения и преступления;

4) уполномоченному государственному органу по формированию прогнозных показателей государственного бюджета;

5) налоговым или правоохранительным органам других стран в соответствии с международными договорами.

10. Проведение налоговых проверок не должно приостанавливать деятельность налогоплательщика, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Казахстан.

11. Органы налоговой службы вправе проверять структурные подразделения юридического лица независимо от проведения налоговой проверки самого юридического лица, в случае, если такое структурное подразделение является самостоятельным плательщиком одного или нескольких налогов  и других обязательных платежей в бюджет.

ГЛАВА 2. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

12. Налоговые проверки подразделяются на следующие виды:
1)   документальная проверка;
2)   рейдовая проверка;
3)   хронометражное обследование.

13. Документальные проверки подразделяются на следующие виды:

1) комплексная проверка  – проверка исполнения налогового обязательства по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет;

В статьях 60 – 64 Налогового кодекса конкретно указаны виды налогов и других обязательных платежей в бюджет. В  данный вид проверки  не входит вопрос  полноты и своевременности удержания и (или) перечисления ОПВ в НПФ и социальных отчислений в ГФСС;

2) тематическая проверка – проверка:

исполнения налогового обязательства по отдельному виду налога и  другого обязательного платежа в бюджет;

полноты и своевременности удержания и (или) перечисления ОПВ в НПФ и социальных отчислений в ГФСС;

исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных Налоговым кодексом;

по вопросам государственного контроля при применении трансфертных цен;

по вопросам государственного регулирования производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров;

по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами;

3) встречная проверка - проверка, проводимая в отношении третьих лиц в случае, если при проведении налоговых проверок у налогового органа возникает необходимость в получении дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанным с указанными лицами;

4) дополнительная проверка – проверка, проводимая на основании решения органа налоговой службы, рассматривающего жалобу налогоплательщика по результатам налоговой проверки, по вопросам, изложенным в жалобе налогоплательщика, или рассматривающего заявление нерезидента о повторном рассмотрении вопроса относительно правомерности применения положений международного договора об избежании двойного налогообложения.

14. Рейдовая проверка проводится налоговыми органами в отношении отдельных налогоплательщиков по вопросам соблюдения ими следующих требований законодательства Республики Казахстан:

1)   постановки налогоплательщиков на регистрационный учет в налоговых органах;

2)   правильности применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью;

3)   наличия разового талона и иных разрешительных документов;

4)   соблюдения правил лицензирования и условий производства, хранения и реализации отдельных видов подакцизных товаров и видов деятельности, находящихся в компетенции органов налоговой службы.

15. Хронометражные обследования проводятся налоговыми органами с целью установления фактического дохода налогоплательщика и фактических затрат, связанных с получением дохода. Хронометражные обследования проводятся в соответствии с Правилами хронометражных обследований.

ГЛАВА  3. ПЕРИОДИЧНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

16. Налоговые проверки проводятся со следующей периодичностью:

1)      комплексные – не чаще одного раза в год;

2) тематические – не чаще одного раза в полугодие по одному и тому же виду налога и другого обязательного платежа в бюджет, по вопросам государственного регулирования производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров, а также по вопросам исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных Налоговым кодексом, и государственного контроля при применении трансфертных цен.

При этом тематические налоговые проверки субъектов малого предпринимательства проводятся не чаще одного раза в год. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 31 марта 2006 года «О частном предпринимательстве» субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и юридические лица, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятидесяти человек и среднегодовой стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного МРП, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

17.Указанные выше ограничения не распространяются на следующие случаи:

1) при проведении документальных проверок, осуществляемых в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица и прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, а также в случае снятия с учета по НДС на основании заявления налогоплательщика. При этом проверка, указанная в настоящем подпункте, должна быть начата не позднее тридцати календарных дней  после получения заявления налогоплательщика;

2) при проведении документальных проверок, осуществляемых в связи с истечением срока действия контракта на недропользование;

3) при проведении встречных проверок;

4) при проведении тематических проверок:

проводимых на основании заявления налогоплательщика на предмет достоверности сумм НДС, предъявленного к возврату, а также на предмет устранения нарушений, по которым лицензиаром было приостановлено действие лицензии;

по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами в соответствии со статьей 52 Налогового кодекса;

5) при дополнительных проверках, проводимых на основании решения органа, рассматривающего жалобу налогоплательщика на уведомление по акту налоговой проверки;

6) при внеочередных документальных проверках, проводимых согласно приказу руководителя уполномоченного государственного органа в отношении конкретного налогоплательщика, а также по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством Республики Казахстан.

18. По заявлениям налогоплательщика, не подпадающим под подпункты 1) и 4) пункта 17 настоящих Правил, органу налоговой службы необходимо соблюдать установленную Налоговым кодексом периодичность при принятии решения о проведении налоговой проверки.

19. Периодичность проведения налоговых проверок, установленная Налоговым кодексом, означает, что очередная налоговая проверка может быть начата  по истечении года, который составляет 12 месячный период (комплексная проверка), или полугода (тематическая проверка), который составляет 6 месячный период, с момента завершения предыдущей очередной налоговой проверки, то есть со дня вручения акта такой налоговой проверки.

При этом тематическая проверка в настоящем пункте означает проверку одного и того  же вида налога и другого обязательного платежа в бюджет, а также по вопросу исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных Налоговым кодексом и по вопросам  государственного контроля при применении трансфертных цен.

ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

20. Документальные (комплексные и тематические) налоговые проверки осуществляются согласно плану проверок,  который утверждается руководителем органа налоговой службы ежеквартально. План проверок составляется на основании Порядка выбора на проверку. 
21. Органы налоговой службы проводят внеплановые налоговые проверки на основании поручений вышестоящего органа налоговой службы и запросов других территориальных налоговых органов, постановлений и требований правоохранительных органов, либо при поступлении информации или имеющих место признаках о нарушениях налогового законодательства.

ГЛАВА 5. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

22. Сроки проведения налоговых проверок, указываемые в выдаваемых предписаниях, не должны превышать тридцати рабочих дней с момента вручения предписания.

23. Сроки налоговых проверок могут быть продлены в следующих случаях:

1)           при проведении налоговой проверки юридического лица, имеющего структурное подразделение, срок проведения налоговой проверки может быть продлен органом налоговой службы, вынесшим предписание, до шестидесяти рабочих дней;

2)           при проверке вопросов особой сложности срок проведения налоговой проверки может быть увеличен вышестоящим органом налоговой службы до пятидесяти рабочих дней для юридического лица, не имеющего структурное подразделение;

3)           для юридического лица, имеющего структурное подразделение, при проверке вопросов особой сложности срок проведения налоговой проверки может быть увеличен вышестоящим органом налоговой службы до восьмидесяти рабочих дней.

При исчислении продлеваемого срока налоговой проверки необходимо иметь ввиду, что общий срок проведения налоговой проверки не должен превышать указанные в настоящем пункте сроки.

24. Вопросы особой сложности подтверждаются обоснованным письменным решением вышестоящего органа налоговой службы, вручаемым налогоплательщику. При направлении запроса на увеличение срока налоговой проверки в вышестоящий орган налоговой службы налоговый орган обязан представить письменное обоснование для продления сроков налоговой проверки. При этом письменным решением является письмо, адресованное налогоплательщику и налоговому органу, направившему запрос, в котором указываются обоснования продления налоговой проверки.       

25. Сроки проведения хронометражных обследований устанавливаются в соответствии с Правилами хронометражных обследований. В указанные сроки проведения хронометражных обследований могут включаться выходные и праздничные дни, если проверяемый налогоплательщик в указанные дни осуществляет деятельность, а также обследование может производиться в соответствии с режимом работы вне зависимости от времени суток.   

26. Течение срока проведения налоговой проверки приостанавливается на периоды времени между моментами вручения налогоплательщику требований налогового органа о представлении документов и представления налогоплательщиком запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов, а также на момент получения сведений и документов по запросу налогового органа.

     Течение срока налоговой проверки также приостанавливается на периоды времени между моментами отправки в иностранные государства запроса о предоставлении информации и получения по нему сведений органами налоговой службы в соответствии с международными соглашениями.

27. Извещение о приостановлении налоговой проверки формируется в ИС ЭКНА, которое должно быть подписано руководителем (или лицом его замещающим) органа налоговой службы, вынесшим предписание и закреплено печатью этого органа налоговой службы, и вручается налогоплательщику (руководству или лицу, уполномоченному руководством представлять интересы проверяемого лица).  Извещение должно содержать следующие сведения:

1) дату и номер решения о приостановлении налоговой проверки;

2) наименование проверяемого налогоплательщика, его РНН;

3) обоснование необходимости приостановления налоговой проверки;

4) отметку об ознакомлении проверяемого налогоплательщика с указанием даты вручения извещения.

При отсутствии руководства или лица, уполномоченного руководством представлять интересы проверяемого налогоплательщика, извещение необходимо представить в канцелярию (приемную) налогоплательщика, либо направить по почте заказным письмом.

28. При приостановлении сроков проведения налоговой проверки государственного учреждения в территориальный орган КПСиСУ по месту регистрации налогоплательщика направляется соответствующее письмо о приостановлении налоговой проверки. В журнале регистрации предписаний делается соответствующая запись.

29. Отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов, влечет административную ответственность как неисполнение законных требований органа налоговой службы. При этом отказ должен быть зафиксирован письменно. В случае непредставления налогоплательщиком письменного отказа об этом делается соответствующая запись непосредственно проверяющим.

30. Налоговая проверка возобновляется на следующий рабочий день после удовлетворения требования или получения ответов на запросы. При возобновлении налоговой проверки налогоплательщику вручается извещение о возобновлении сроков налоговой проверки. Извещение о возобновлении налоговой проверки формируется в ИС ЭКНА, которое должно быть подписано руководителем (или лицом его замещающим) органа налоговой службы, закреплено печатью этого органа налоговой службы и вручается налогоплательщику (руководству или лицу, уполномоченному руководством представлять интересы проверяемого лица). 

Извещение должно содержать следующие сведения:

1) дату и номер решения о возобновлении налоговой проверки;

2) наименование проверяемого налогоплательщика, его РНН;

3) отметку об ознакомлении проверяемого налогоплательщика с указанием даты вручения извещения.

В случае возобновления налоговой проверки  государственного учреждения направляется письмо в  территорильный орган КПСиСУ о возобновлении сроков налоговой проверки. В журнале регистрации предписании делается соответствующая запись.

Период, на который налоговая проверка приостановлена, не включается в срок ее проведения.

ГЛАВА 6. МЕРОПРИЯТИЯ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПРОВЕДЕНИЮ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

31.  До выхода на налоговую проверку работнику органа налоговой службы, которому поручено проведение налоговой проверки, необходимо:

1) ознакомиться с результатами  Порядка выбора на проверку и определить наиболее вероятные риски нарушения законодательства в деятельности налогоплательщика;

2) тщательно изучить и проанализировать всю имеющуюся в органе налоговой службы информацию о налогоплательщике, его филиалах и представительствах;

3) по налогоплательщикам, подлежащим мониторингу на республиканском и региональном уровнях, изучить информацию, предоставляемую данными налогоплательщиками в рамках мониторинга. Предстоящую комплексную или тематическую налоговую проверку налогоплательщиков, состоящих на республиканском мониторинге, необходимо согласовать и получить разрешение на налоговую проверку уполномоченного государственного органа, за исключением тематических налоговых проверок:

достоверности сумм НДС, подлежащих возмещению из бюджета по оборотам, облагаемым по нулевой ставке;

по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу с доходов нерезидентов из источников в Республике Казахстан, подавшего заявление на применение положений международного договора;

по вопросу определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами.

4) ознакомиться с материалами предыдущих налоговых проверок, характером имевших место ошибок и нарушений, предложениями по акту налоговой проверки и их исполнением;

5) на основании лицевого счета налогоплательщика, имеющегося в налоговом органе, выбрать данные о поступлении в бюджет сумм налогов и других платежей для сопоставления их с данными бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов о перечисленных в бюджет суммах налоговых платежей;

6) в случае необходимости по согласованию с руководством органа налоговой службы направить запросы в другие организации для привлечения специалистов в соответствии со статьей 16 Налогового кодекса;

7) составить предписание в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан и зарегистрировать его в территориальном органе КПСиСУ (для государственных учреждений).

32. Налоговые периоды, которые подвергаются налоговой проверке в соответствии с Планом проверки, определяются, начиная с последнего налогового периода, не охваченного предыдущими налоговыми проверками, в пределах срока исковой давности, установленного Налоговым кодексом. 

ГЛАВА 7. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ПРЕДПИСАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

33. Основанием для проведения налоговой проверки является предписание, которое формируется в ИС ЭКНА, и должно быть распечатано на фирменном бланке органа налоговой службы,  подписано руководителем (или лицом его замещающим) органа налоговой службы, закреплено печатью этого органа налоговой службы. 

Комплексная или тематическая проверка производится за налоговый период (месяц, квартал, год), по которому на дату начала налоговой проверки наступил срок предоставления налоговой отчетности с учетом отсрочки срока ее представления.

34. В предписании на проведение комплексной проверки обязательно  указывается:

1)     дата и номер регистрации предписания в органе налоговой службы;

2)     наименование органа налоговой службы, вынесшего предписание;

3)     полное наименование налогоплательщика;

4)     РНН;

5)     вид проверки;

6)   должности, фамилии, имена, отчества проверяющих лиц, а также иных лиц, привлекаемых к проведению проверки в соответствии с Налоговым кодексом;

7)   срок проведения налоговой проверки;

При проведении налоговой проверки целесообразно охватить налоговые периоды в пределах пяти лет деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих дате проведения проверки, за исключением случаев, указанных в статье 38 Налогового кодекса;

8)   проверяемый налоговый период;

9)   вопросы, подлежащие выяснению в ходе проверки, период проверки по отдельным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет, в следующих случаях:

если ранее при  проведении  тематических налоговых проверок охвачена часть проверяемого периода, указанного в предписании, то указывается  фактически проверяемый период проверки;

с учетом исковой давности указываются фактически проверяемые налоговые периоды по соответствующим налогам и другим обязательным платежам в бюджет.

35. В предписании на проведение тематической  проверки обязательно указывается:

        1)  дата и номер регистрации предписания в органе налоговой службы;

2)  наименование органа налоговой службы, вынесшего предписание;

3) полное наименование налогоплательщика;

4) РНН;

5) вид проверки;

6) должности, фамилии, имена, отчества проверяющих лиц, а также иных лиц, привлекаемых к проведению проверки в соответствии с Налоговым кодексом;

7) срок проведения налоговой проверки;

8) проверяемый налоговый период;

9) вид проверяемого налога (ов) или другого (их) обязательного (ых) платежа (ей) в бюджет и  вопросы, подлежащие выяснению в ходе проверки:

полноты и своевременности удержания и (или) перечисления ОПВ в НПФ и социальных отчислений в ГФСС;

исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды    банковских операций, обязанностей, установленных Налоговым кодексом;

по вопросам государственного контроля при применении трансфертных цен;

по вопросам государственного регулирования производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров;

по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами.

36. В предписании на проведение встречных  проверок указывается:

1) дата и номер регистрации предписания в органе налоговой службы;

2) наименование органа налоговой службы, вынесшего предписание;

3) полное наименование налогоплательщика.